Знаете

Знаете ли Вы  права и обязанности своих детей

«Права и обязанности» — это довольно распространенная тема для обсуждения в нынешнем обществе. Нам работникам образовательных учреждений, всё время приходит в голову один и тот же вопрос: «Почему нынешнее поколение, затронув тему прав и обязанностей, вспоминают только о своих правах?» Все очень активно отстаивают свои права, зная их «на зубок», но как только дело доходит до обязанностей, то все сразу умолкают, ни вспомнив о том, что если существуют права, то где-то рядом, непременно бродят и обязанности. Человек этого века, причём не один, а всё наше новое, сменяющее старое, некультурное общество, знает только одну фразу: «Ты обязан», «Вы обязаны»! А где же мы потеряли фразу, часть смысла нашей жизни: «Я обязан»!?!

 Уважаемые родители, давайте рассмотрим эти обе части в отдельности. Начнём с прав человека. Самым важным и неотъемлемым правом для каждого человека является его право на жизнь. Разумеется, человек ни у кого не спрашивает разрешения, появляться ему на свет или нет. И никто не вправе запретить ему это сделать, как никто не может запретить женщине рожать детей.

Право человека — это возможность что-либо делать, поступать определённым образом, иметь что-то. Каждый ребёнок рождается, чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь, развитие, любовь и заботу. Права — это не подарок за хорошее поведение и не привилегия, а такая же необходимость, как воздух и солнце.   Жизнь ребёнку дают родители, а право на жизнь гарантирует ему государство. Оно предоставляет и другие жизненно важные для ребенка права.                                                                                                        В Конвенции о правах ребёнка, принятой ООН в 1989 году, сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Но так часто это право нарушается взрослыми, родителями.

Помимо права на жизнь у каждого человека есть то, что называется личной жизнью. Это та сфера, в которую государство не имеет право вмешиваться и которая не подлежит контролю с его стороны, более того, эта сфера его деятельности охраняется законом. Человек может самостоятельно решать, с кем дружить, а с кем нет, как вести переписку.

Права и обязанности – взаимосвязанные понятия. Человек, имеющий только права и не имеющий обязанностей, в конечном итоге приходит к вседозволенности и обретает безусловную свободу. Другая крайность – только обязанности – является трагедией конкретного человека. Бесправный человек – не свободен и не реализован. Для достижения гармонии нужно избегать этих двух крайностей. Реализуя свои права и развиваясь как личность, двигаться к намеченной цели, не забывая при этом

об ответственности и обязанностях, которые мы несем перед окружающими людьми и перед обществом в целом.  «Имею право и обязан» – это и есть гармония.

Права и обязанности ребенка дошкольного возраста.

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.

У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности.

Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, к примеру, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

— На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

—   На имя, отчество и фамилию;

— Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

— На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

— На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

—  На охрану здоровья и медицинское обслуживание;                   

— На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

—  На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

— Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

—  Иметь  право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

 С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

♦   Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;

♦ Уважать взрослых;

♦  В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, полив комнатных цветов, помогать  родителям по хозяйству.

Самообслуживание, такие как уборка в собственной комнате, убрать за собой игрушки, просмотренные книжки, помыть посуду или помочь вымыть посуду, убирать за собой вещи, держать идеальный порядок в своем шкафу.

♦  забота о людях, любовь к своей семье;

♦  посильная помощь взрослым;

♦  помощь младшим и забота о них;

♦ Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду.

 Примеры

Хозяйственно-бытовой труд — это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя в начале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они моryт заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать

участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Родитель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась в рукава и т.д.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Родитель  всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг стало красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Современный бытовой труд облегчает техника. Дома в семьях многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой.

Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Родитель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.